Логотип полисмеда

Все об аутизме у детей и взрослых


аутизм

Аутизм: причины развития, основные симптомы и признаки, современные методы диагностики  и лечения

Аутизм    это врожденное заболевание, при котором у ребенка возникают трудности в общении с другими людьми, неспособность выразить свои эмоции и понять эмоции других людей, затруднения в разговорной речи и иногда снижение интеллекта.

Основные симптомы аутизма появляются еще в раннем детстве, это: отсутствие интереса к окружающим людям, задержка умственного развития, маленький словарный запас или полное отсутствие речи у ребенка, иногда агрессивное поведение.

Для диагностики аутизма используются определенные критерии, по которым врачи оценивают поведение ребенка.

Аутизм  - это неизлечимое заболевание, однако раннее выявление аутизма и вовремя начатая работа с больным ребенком позволяет значительно ослабить симптомы аутизма и помочь ребенку научиться жить в обществе и общаться с другими людьми.

Что такое аутизм?

Аутизм    это врожденное заболевание, при котором у ребенка возникают трудности в общении с другими людьми, неспособность выразить свои эмоции и понять эмоции других людей, затруднения в разговорной речи и иногда снижение интеллекта.

Синдром Аспергера – это разновидность аутизма. Отличие синдрома Аспергера заключается в том, что на фоне затруднений при общении с другими людьми и неспособностью выражать и понимать эмоции, у детей сохраняется  нормальный словарный запас и нормальные умственные способности. Считается, что синдром Аспергера – это более легкая форма аутизма.

Каковы причины развития аутизма?

В настоящее время причины развития аутизма не известны. Ни одна из предложенных на данный момент гипотез о развитии этой болезни не имеет полного обоснования.

Тем не менее, достоверно известно, что аутизм не может быть вызван непониманием в семье или плохими взаимоотношениями между ребенком и родителями. Ни родители ребенка, ни сам ребенок не могут быть виноваты в появлении этой болезни.

Предположения относительно того, что аутизм развивается в результате вакцинации или неправильного питания не нашли подтверждения в ходе исследований.

Исследователи аутизма полагают, что в основе этого заболевания лежит сочетание генетических факторов и неблагоприятных воздействий внешней среды (таких как, осложнения во время родов, инфекционные заболевания у беременной женщины, воздействие токсических веществ на беременную и пр.)

Отмечено, что если в семье есть один ребенок с аутизмом, то риск развития аутизма у следующего ребенка повышается в 2,8 раз. Кроме того, риск рождения ребенка с аутизмом выше в том случае, если один из родителей также болен аутизмом.

Симптомы и признаки аутизма

Аутизм  может по-разному проявляться у разных людей, поэтому практически каждый больной аутизмом уникален. Тем не менее, существуют определенные общие черты аутизма, наличие которых помогает поставить этот диагноз. Симптомы и признаки аутизма отличаются в зависимости от возраста, поэтому мы рассмотрим основные признаки раннего аутизма (у детей младше 2 лет), детского аутизма (до 18 лет) и аутизма у взрослых.

Симптомы и признаки аутизма у детей до 2 лет

У большинства детей первые симптомы аутизма появляются еще на первом году жизни. Родители могут заметить, что поведение ребенка отличается от поведения его сверстников:

  1. Ребенок не сморит в глаза родителям или на их лицо.
  2. Ребенок редко улыбается.
  3. Ребенок не привязан к матери: не плачет, когда она уходит, не улыбается при виде мамы, не тянется к ней на руки.
  4. Задержка развития речи: не гулит к 12 месяцам, не говорит простых слов к 16 месяцам, не произносит простых фраз к 24 месяцам.
  5. Ребенок агрессивен по отношению к другим детям, не играет с ними, не стремится к общению.
  6. Ребенок играет только с одной игрушкой (или частью игрушки) и не проявляет интереса к другим игрушкам.
  7. Ребенок может неадекватно реагировать на незначительные раздражители (например, негромкий шум или свет), сильно пугаясь при этом.

Наличие этих симптомов не всегда говорит о наличии аутизма. Тем не менее, если вы замечаете, что ваш ребенок избегает общества, не разговаривает, выглядит «погруженным в себя», вам следует обратиться за помощью к врачу-педиатру.

Симптомы и признаки аутизма у детей от 2 до 11 лет

У детей с аутизмом старше 2 лет сохраняются те же симптомы аутизма (ребенок не откликается на свое имя, не смотрит в глаза, предпочитает играть в одиночестве, не проявляет интереса к другим детям и пр.) Кроме этих симптомов могут появляться другие признаки аутизма:

  1. К 3-4 годам ребенок знает всего несколько слов, либо вообще не разговаривает.
  2. Ребенок может все время повторять одно и то же слово или звук.
  3. Ребенок не стремится к общению, не начинает разговор сам и не поддерживает беседу.
  4. Вы можете заметить, что ребенок придерживается определенных стереотипных действий (ритуалов), а смена привычной обстановки вызывает у него беспокойство.
  5. Большинство детей с аутизмом с трудом приобретают навыки, а достигая школьного возраста, не способны научиться читать или писать.
  6. Некоторые дети проявляют особый интерес к определенному роду деятельности, например, рисование, музыка, математика и пр.

Симптомы и признаки аутизма у детей после 11 лет

К 11-12 годам ребенок, обычно, приобретает элементарные навыки общения с другими людьми, но все равно стремится к одиночеству, не находя в себе потребности в общении.

Период полового развития может протекать для ребенка с аутизмом намного сложнее, чем для обычного подростка. Ребенок может быть агрессивным по отношению к окружающим, возможно развитие у подростка депрессии, тревожных расстройств или эпилепсии.

Симптомы и признаки аутизма у взрослых

Признаки аутизма у взрослых зависят от того, насколько тяжело протекает заболевание. Как правило, у взрослых наблюдаются следующие симптомы аутизма:

  1. Скудная жестикуляция и мимика.
  2. Непонимание элементарных правил общения: например, человек слишком пристально смотрит в глаза собеседнику, либо вообще избегает зрительного контакта, может подойти слишком близко к собеседнику, либо отдалиться на очень большую дистанцию, может говорить слишком тихо или наоборот слишком громко и т.д.
  3. Не понимает чувств, намерений и эмоций других людей.
  4. Не осознает, что его поведение может обидеть кого-то.
  5. Практически не способен построить дружеские или романтические отношения.
  6. Затрудняется первым заговорить с кем-либо.
  7. Имеет очень скудный словарный запас, часто повторяет определенные фразы или слова.
  8. Речь человека не имеет интонаций и похожа на разговор робота.
  9. Чувствует себя спокойно и уверенно в рутинных ситуациях и очень переживает, если в его жизни что-то меняется.
  10. Имеет большую привязанность к определенным предметам, местам, привычкам. Смена привычной обстановки может вывести человека из равновесия или сильно напугать.

Если аутизм протекает в легкой форме, что к 20-25 годам человек может жить самостоятельно и иметь некоторую степень независимости от родителей. Это возможно при развитии достаточных умственных способностей и навыков общения с другими людьми. Практически каждый третий больной аутизмом способен обрести частичную независимость от родителей.

При более тяжелом течении аутизма человек может нуждаться в постоянном присмотре окружающих людей, особенно, если он не умеет разговаривать и его интеллект ниже среднего.

Как самостоятельно определить, есть ли у ребенка аутизм?

Если вы подозреваете аутизм у своего ребенка, то вы можете самостоятельно определить, есть ли повод для волнения.

Ниже представлен тест на аутизм, который проводят всем детям в возрасте 1,5 лет в США для того, чтобы выявить наличие возможных проблем у ребенка. Этот тест называется CHAT (Checklist for Autism in Toddlers – Проверка на аутизм для маленьких детей).

Раздел А

  1. Вашему ребенку нравится, когда его/ее укачивают, держат на руках, сажают на колени и т.п.?  Да/Нет
  2. Ваш ребенок проявляет интерес к другим детям? Да/Нет
  3. Вашему ребенку нравится взбираться куда-нибудь, подниматься по ступенькам? Да/Нет
  4. Вашему ребенку нравится играть с вами? Да/Нет
  5. Ваш ребенок когда-нибудь имитировал какие-то действия в игре (например, «делал чай», используя игрушечную чашку и палочку и т.п.)? Да/Нет
  6. Ваш ребенок использует указательный палец, чтобы показать предмет, заинтересовавший его/ее? Да/Нет
  7. Ваш ребенок когда-то приносил вам какой-то предмет, чтобы показать его? Да/Нет

Раздел В

  1. Ребенок смотрит в глаза незнакомым людям? Да/Нет
  2. Привлеките внимание ребенка, указывая ему на предмет вне поля его зрения с помощью пальца и скажите «Смотри!», либо произнесите название игрушки, например «Кукла!» Проследите за реакцией ребенка. Он повернул голову, чтобы посмотреть что там? (важно: ребенок должен следить не за рукой, а смотреть именно на предмет, который вы указали) Да/Нет
  3. Дайте ребенку игрушечную чашку и ложку и попросите «сделать вам чай». Ребенок притворяется, что делает вам чай? Да/Нет
  4. Спросите ребенка, где находится тот или иной предмет (либо откуда идет свет). Ребенок показывает пальцем его местонахождение? Да/Нет
  5. Ребенок может построить башенку из кубиков? Да/Нет

Если на большинство вопросов вы дали отрицательный ответ – то риск аутизма очень высок.

Диагностика аутизма

Если у вашего ребенка имеются симптомы аутизма,  вам следует проконсультироваться с педиатром. Для постановки диагноза аутизма обычно требуется врачебная комиссия, которая включает психолога или психиатра, лечащего педиатра, невролога и других специалистов. Родители ребенка и его учителя (воспитатели) также могут быть включены в комиссию, так как они обладают важной информацией о развитии ребенка с самого раннего возраста.

В диагностике аутизма важным моментом является отличие этого заболевания от других нарушений развития ребенка, таких как детский церебральный паралич (ДЦП), генетические заболевания, вызывающие умственную отсталость у детей и пр.

Критерии аутизма, по которым ставится диагноз

Для того чтобы поставить диагноз аутизма, врачи оценивают поведение и развитие ребенка по нескольким критериям, предложенным Американской Психиатрической Ассоциацией. Мы представили эти критерии в виде таблицы.

Наличие аутизма можно считать подтвержденным, если у человека отмечается:

Наличие хотя бы 2 из представленных признаков:

 

Отсутствие таких элементарных навыков общения с другими людьми, как зрительный контакт во время разговора, отсутствие мимики, жестикуляции, попыток направить разговор в определенное русло.

Отсутствие дружеских отношений со сверстниками.

Отсутствие спонтанных попыток найти себе развлечение, интересное занятие, собеседника.

Неспособность выразить свои эмоции и понять эмоции других.

Наличие хотя бы 1 из представленных признаков:

 

 

 

Задержка или полное отсутствие развития разговорной речи (маленький словарный запас), которые не компенсируются мимикой или жестикуляцией во время разговора.

У детей (или взрослых) с адекватной речью - отсутствие инициативы начать разговор или поддержать беседу.

Стереотипные, повторяющиеся фразы или слова.

Неспособность имитировать какие-то действия (например, ребенок не «укладывает куклу спать» в коробку, которая служит кроваткой для куклы)

Наличие хотя бы 1 из представленных  признаков:

Проявление интереса только к одному (или более) предмету, привязанность к определенным вещам, местам, стереотипам поведения.

Приверженность к определенным ритуалам, не несущим особого смысла (например, есть только из белых тарелок, мыть руки в течение 15 минут подряди т.п.)

Стереотипные, повторяющиеся движения руками или всем телом (похлопывания руками и пр.)

 Заинтересованность не целым предметом, а его частью (например, ребенок играет не со всей машинкой, а только с ее передним правым колесом)

Наличие проблем, которые появились у ребенка в возрасте до 3 лет хотя бы в одной из следующих областей:

Социальное взаимодействие (общение)

Разговорная речь

Симоволические действия или имитация действий (например, в игре)

Лечение аутизма

К сожалению на данный момент не существует методов лечения , которые могли бы привести к полному выздоровлению ребенка или взрослого от аутизма. Тем не менее, разработано множество методик, которые помогают людям с аутизмом научиться самостоятельно жить и общаться с другими людьми. Чем раньше был выявлен аутизм и чем раньше начато его лечение, тем лучше прогноз для ребенка и выше шанс, что он сможет стать полноценным членом общества.

Для лечения аутизма используются различные программы реабилитации, курсы поведенческой терапии (где детей обучают основным навыкам общения, как вести себя в определенных ситуациях) и специальные школы, направленные на обучение детей с аутизмом.

Советы родителям детей с аутизмом

Многие родители задаются вопросом, как вести себя с ребенком, болеющим аутизмом. Ниже приведено несколько советов для родителей:

  1. Будьте логичны и последовательны. Если вы избрали определенную модель поведения с ребенком – придерживайтесь ее. Изменение вашего поведения приведет ребенка в растерянность и неблагоприятно скажется на его эмоциональном состоянии.
  2. Будьте терпеливы. Поведение вашего ребенка не изменится за один день или за неделю. Можете завести дневник, в котором будете записывать все (даже небольшие) успехи ребенка. Эти записи будут напоминать вам о том, что вы движетесь в правильном направлении.
  3. Не наказывайте ребенка. Ребенок, больной аутизмом, не способен провести параллель между плохим поведением и наказанием, поэтому просто не поймет, за что его ругают.
  4. Делайте с ребенком физические упражнения: они помогают снизить стресс и приносят положительные эмоции. Например, большинство детей с аутизмом любят прыгать на батуте.
  5. В течение дня устраивайте ребенку перерывы, во время которых он сможет побыть один. Вы можете оставить его в детской комнате, во дворе и т.д. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок находился в безопасной обстановке и не мог себе навредить.
  6. Приобретенные ребенком новые навыки проявляются не сразу. Иногда ребенок, научившись определенному действию (например, ходить в туалет дома) не сразу может применить его в других областях своей жизни (на пример, пойти в туалет в школе). Показывайте ребенку, в каких еще ситуациях он может использовать свои навыки.
  7. Постоянно повторяйте пройденное, чтобы ребенок не забывал полученные навыки и знания. В периоды стрессов и болезней ребенок может вернуться к своему первоначальному поведению.
  8. Разговаривайте с ребенком медленно, ясно и спокойно. Лучше использовать короткие предложения, в начале которых произносить имя ребенка, чтобы он понял, что обращаются к нему.
  9. Если ребенок затрудняется ответить вам словами, найдите другие способы общения, например, с помощью картинок или фотографий.
  10. Хвалите ребенка, когда он делает успехи. Это может быть словесная похвала, либо награждение любимой игрушкой, просмотром любимого мультфильма и т.д.

Как помочь ребенку научиться общаться?

Общение подразумевает обмен вербальными (с помощью слов) и невербальными (с помощью жестов, мимики) сообщениями между людьми. Большинство детей с аутизмом имеют затруднения при общении с другими людьми. Вот несколько советов, которые могут вам помочь:

  1. Даже если ваш ребенок не способен общаться с помощью слов, он все еще может поддерживать контакт с окружающими с помощью звуков, взгляда, жестов, картинок, предметов и т.д. Постарайтесь найти способ общения, подходящий вашему ребенку, попробовав по очереди все возможные варианты.
  2. Если ребенок не может самостоятельно сообщить о том, что ему нужна помощь, для родителей бывает соблазнительно сделать что-то вместо ребенка. Например, мама не ждет, пока ребенок постарается сам завязать шнурки и завязывает их за ребенка. Так поступать не желательно, так как вы не развиваете у ребенка инициативу. Лучше сначала спросить, нужна ли ребенку помощь и при получении положительного ответа можете помочь.
  3. Старайтесь вовлечь ребенка в игры с другими детьми. Дети с аутизмом стремятся играть в одиночестве, поэтому родители должны стимулировать его общаться с другими детьми. Даже если ваш ребенок злится на других детей – продолжайте попытки приобщить его к игре. Злость и раздражение – это тоже способ общения и выражения своих эмоций. Вскоре ребенок поймет, что общаться с другими детьми может быть интересным.
  4. Не торопите ребенка, когда он выполняет свои повседневные задачи. Детям с аутизмом требуется несколько дополнительных минут для того, чтобы осмыслить свои действия.
  5. Во время игр с ребенком будьте его партнером, а не лидером. По мере развития навыков общения необходимо также формировать у ребенка инициативу.
  6. Всегда хвалите ребенка, когда он начинает общение самостоятельно. Вскоре он поймет связь между похвалой и своими действиями.
  7. Создавайте повод для общения. Если у ребенка есть все, что ему надо, у него не будет стимула что-то просить у взрослых, и, соответственно, общаться.
  8. Позвольте ребенку самому определить, когда пора закончить игру или занятие. Следите за мимикой ребенка – она может подсказать вам, когда ребенок устал или ему надоело играть с вами. Если ребенок не может самостоятельно выразить словами, что он устал, подскажите ему фразы, которые помогут вам понять друг друга, например «Хватит», «Все» и т.п.

Как научить ребенка с аутизмом повседневным навыкам?

1. Чистка зубов очень важна, так как позволяет предотвратить развитие кариеса и других заболеваний зубов и ротовой полости. У вас есть два варианта: чистить зубы ребенку, либо научить ребенка делать эту процедуру самостоятельно. Обучение ребенка чистке зубов может быть длительным, но все-таки это возможно. Не существует универсальных методов обучения, которые подошли бы любому ребенку с аутизмом: иногда этого можно добиться с помощью карточек, на которых имеются пошаговые картинки-инструкции, иногда в процессе игры с ребенком, иногда на собственном примере.

2. Посещение туалета может оказаться сложным для любого ребенка, но у детей с аутизмом этот процесс может вызвать особые затруднения. Обучение ребенка посещать туалет самостоятельно может затянуться на несколько месяцев. Лучше начать обучение ребенка тогда, когда он начнет понимать, что хочет в туалет (это можно заметить по его поведению, мимике и пр.)

Ваш ребенок сначала может не понять смысла в отказе от подгузников, в которых ему было так удобно несколько лет. Переход с подгузников к использованию горшка не желателен, так как у ребенка сформируется новая привычка, и в будущем вам будет намного сложнее отучить его от горшка и научить посещать туалет. Поэтому рекомендуется от подгузников сразу перейти к туалету.

Постарайтесь отметить время дня, в которое ваш ребенок опорожняет мочевой пузырь или кишечник (если вы кормите ребенка по расписанию каждый день, то опорожнение так же происходит примерно в одно и то же время суток). Во время того, как ребенок писает или какает, покажите ему фотографию туалета и произнесите «(имя ребенка), туалет». Меняйте подгузник ребенка в комнате, где есть унитаз: так ребенок начнет связывать свои  отправления с посещением туалета. В те часы суток, когда ребенок чаще всего испражняется – отведите его в туалет, разденьте и посадите на унитаз. Даже если ребенок не опорожнил мочевой пузырь или кишечник, продолжайте вести себя так, как будто это произошло: воспользуйтесь туалетной бумагой, оденьте ребенка, вымойте ему руки и выведите из туалета. Каждый раз, когда ребенок справляет нужду вне туалета – как можно скорее отведите его туда. Обязательно награждайте ребенка, если он пописал или покакал в унитаз (похвалите его или дайте любимую игрушку, печенье и т.д.)

3. Мытье рук очень важно после посещения туалета и перед едой. Во время обучения всегда выполняйте все действия в одной и той же последовательности. Например: поднять рукава-открыть кран-намочить руки-взять в руки мыло-намылить руки-положить мыло-сполоснуть руки-закрыть кран-вытереть руки-опустить рукава. Первое время стойте рядом с ребенком и помогайте ему, направляя его действия, либо подсказывая с помощью карточек.

Обучение детей с аутизмом

Обучение ребенка, как правило, производится на дому приходящим специалистом, либо родителями. Кроме того, в некоторых городах существуют специальные школы для детей, страдающих аутизмом. Обучение ребенка производится по особым методикам, разработанным известными психологами, педагогами или психиатрами. Мы перечислим наиболее распространенные учебные программы для детей с аутизмом:

  1. Прикладной поведенческий анализ – это учебная программа, которая помогает ребенку научиться анализировать свое поведение и делать выводы, что хорошо, а что плохо. В этом ребенку помогает психолог, который каждый раз вознаграждает его за правильное действие. Эта программа имеет множество этапов, от самого простого (научить ребенка спокойно сидеть за столом) до более продвинутых (формирование разговорной речи у ребенка и пр.)
  2. «Время на полу» - это учебная методика, которая предлагает родителям или учителю регулярно проводить несколько часов в день с ребенком на полу, играя. Игры при этом являются частью лечения и  формирования у ребенка навыков к общению.
  3. Программа ТЕАССН – Лечение и обучение детей с аутистическими и другими типами расстройств общения. Эта учебная методика основана на индивидуальном подходе, который разрабатывается в зависимости от целей обучения, потребностей и особенностей конкретного ребенка. Эта техника включает в себя другие методы обучения, такие как прикладной поведенческий анализ, обучение с помощью карточек или картинок и пр.
  4. Методика «Больше, чем слова» помогает родителям понять способы общения их ребенка с окружающими. Не всегда ребенок с аутизмом может выразить свои желания словами, но родители могут понять его, проследив за мимикой, жестами ребенка, его взглядом и т.д. Поняв средства общения ребенка, родители (или психолог) помога
Комментировать


© - Использование информации без гиперссылки на источник запрещено.

Отзывы о "Все об аутизме у детей и взрослых":

27 ноября, 2015 23:27 Сергей
Вопрос: Кто и почему считает Аутизм болезнью? Почему не принять, что человеку "больному" Аутизмом просто не интересны общество и общение.. Да, он не разговаривает с другими, Да, он не дружит с людьми, Почему это считается болезнью?

Добавить комментарий: